Category: лытдыбр

Category was added automatically. Read all entries about "лытдыбр".

свеча

Борис Иосифовч Коваль. Как щедр он был!

Как щедр он был! Он не жалел добрых слов – похвалить другого, восхититься тем, что его действительно порадовало, звонил сам, приглашал в гости, и это делало человека счастливым.
Во время встречи 15 марта 2016 года, когда я ему привезла Олега Лекманова с комментариями к повестям Юрия Коваля и с издателем Ильёй Берштейном, я подарила Борису Иосифовичу только что вышедший том переписки Ефремова. Он позвонил – через неделю. Сказал, что поздравляет, что не был поклонником Ефремова, но письма показывают в нём человека уровня Возрождения. Что эти письма «элегантны», деликатны – и что самое важное, никого Ефремов ни разу не обругал. «Хотя было за что», – добавил он, смеясь. Read more...Collapse )
Ольга

Мои школы - 3

В школу мы с братом ходили по улице Софьи Перовской – по Перовке. Сейчас её переименовали в Воскресенскую, но в действительности она осталась – Перовкой, лёгкой и светлой. Вся она была усажена яблонями и грушами, между ними живой изгородью густо росли кусты жёлтой акации, и весной всё дивно благоухало. Зацветали каштаны. Потом среди этих старых каштанов поставили памятник Софье Перовской. Осенью под ногами валялись мелкие яблочки и груши, сладко и терпко пахло – порой как будто компотом, и осы, гудя, летали над тротуаром. Read more...Collapse )
Ольга

Мои школы - 1

Меня попросили написать автобиографию для школьного музея. Я взялась вспоминать - и пошло-поехало. В трёх частях выложу. А вы, друзья, скажите, чего ещё здесь не хватает, о чём вам было бы интересно послушать.
Read more...Collapse )
Ольга

Апсара - Прекрасная Дама, Богиня - Фея

Традиционно 23 февраля в нашем сознании - день мужчин. Конечно, Советской Армии. Но всё же - мужчин. Поэтому предлагаю в день мужчин поговорить о женщинах. Феи и Богини, Прекрасные Дамы и Апсары... Кто мы? Вот я всегда знала, что я Богиня (только в терминологическом смысле), а по линии Апсары - Прекрасной Дамы никак не могла определиться. Только недавно осознала наконец :) Итак, женщины, кто вы? Мужчины, кто есть ваши женщины?

В произведении Ефремова «Час Быка» во время характеристики героини Сю-Те можно найти разделение женщин на Богинь и Фей. Меня давно интересовала эта дихотомия. Требования жизни, в которой мне самому стало необходимо осмыслять структуру личностей целого ряда ярких женщин и проводить их сравнительный анализ, вернули мой давнишний интерес и направили его в русло создания вполне определённой классификации. Ефремовская дихотомия была дополнена мной второй дихотомией: Апсара – Прекрасная Дама, восходящей к полюсным женским идеалам, сформировавшимся на Востоке и Западе нашей планеты. Получилось эстетично и элегантно.
Read more...Collapse )

По неизвестной науке причине текст не полон. Вношу коррективы.

Феи и Прекрасные Дамы: Леа Пирелли – Гесиона – Сю-Те – Низа Крит – Чеди Даан – Веда Конг (по возрастанию качества женственности); Марья Болконская, Алиса Селезнёва (Наташа Гусева), Купава Шаламова (ВВГ: «Чёрный человек»); Персефона, Эос;
Любовь Менделеева (жена Блока), Е. С. Булгакова, Юлия Друнина, Н. Е. Вернадская…

Феи и Апсары: Сима, Тилоттама, Чара Нанди; Наташа Ростова; Деметра;
Фрина, Жозефина Бонапарт, Т. И. Ефремова, Елена Ходченкова…

Богини и Прекрасные Дамы: Эрис, Эвда Наль, Фай Родис; Татьяна Ларина, генеральша Синтянина (Лесков: «На ножах»), Власта Боянова (ВВГ: «Чёрный человек»); Афина, Артемида;
Нефертити, Гипатия, княгиня Дашкова, Наталья Гончарова, Полина Виардо, Софья Ковалевская, Е. И. Рерих, Кузьмина-Караваева, Ахматова, Терешкова, Мария Шукшина, Елена Бондаренко…

Богини и Апсары: Эгесихора, Таис, Сандра, Эвиза Танет, Олла Дез; Анна Каренина, Аксинья Мелехова, Забава Боянова и Карой Чокой (ВВГ: «Чёрный человек», «Реликт»); Гера, Афродита, Цирцея;
Аспазия, Клеопатра, Екатерина II, Смирнова-Россет, Блаватская, Мата Хари, Айседора Дункан, Цветаева, Марко Вовчок, Ирина Бережная …


Далее: существует несколько сопроводительных разъяснительных реплик, в том числе и к тем, кто всю жизнь оскорбляется на минимальную попытку осмысления чего-либо. Т.е. разъяснения это не таким вечно обиженным, конечно, а тем, кто хотел бы понять получше вышеприведённое.

Итак.

(про использование терминов и якобы превосходстве Богинь над Феями)
…Любая классификация – материал для самопознания. В психологической практике повседневности этого совершенно достаточно.
О пламени и искорках – ядерный реактор вещь полезная, но греться после мороза около него сложновато. Горячая ванна предпочтительнее. Полезнее. И вряд ли ситуация когда-либо изменится. Есть гигантские паровые молоты, а есть музыкальные молоточки. У всех своё предназначение, своя миссия. Одно другого не заменит никогда.

(о том, что человек уникален)
О, сколь часто обманываются надежды и совершенно верное предчувствие потенциала индивидуальности! Скиннер, основатель бихевиоризма, недаром представил человека социальным роботом – теории научные из жизни берутся. И материала для своих вот уж действительно механических концепций у него было полно! И сейчас, к великому сожалению, полно. Как и у ортодоксального фрейдизма. Хотя всем грамотным людям вроде понятно, насколько примитивны и механистичны эти концепции.

(об изменениях личности)
Человек не статичен. Его сбывание, воплощения духовного ядра, увеличивающего реальную свободу – это переход потенциального в актуальное. По мере духовного роста надстройка (я имею в виду вертикально ориентированные частности, а не плюралистическое разнообразие болота) начинает оказывать всё большее воздействие на базис (так, скажем, крупная личность по Вернадскому становится геологической силой), характер обратных связей усложняется.

(о цели придумки)
Не является ли классификация избыточной? – ну, тут кому что. Для меня – определённо нет. Знакомые психологи вот тоже заинтересовались.
Что делает её уникальной и значимой? – прежде всего высокая эстетичность. Красота определения – это ведь не виньетки ради. Это энергия сознания, которое, пытаясь понять женщину, оперирует возвышенными определениями. Беда в том, что словарь любви крайне узок. Ещё Фай Родис на это сетовала.
Пока скрытый пафос в том, что мы должны смотреть на женщин очень внимательно и пытаться проговорить чувствуемое, но трудновыразимое. То есть развивать эмпатию (педагогическая цель) и выражать её в слове (дидактическая цель).

(об огульных отрицателях, сиречь хейтерах)
Можно не принимать, потому что не понимать. Тогда надо уточнить у того, кто всё это придумал. Так обычно люди общаются, когда хотят в чём-то разобраться.
Игнорировать длинные разъяснения, выбрав для ответа только эмоционально зацепившую фразу, вообще-то некорректно – а ты это делаешь постоянно в нашем общении, когда объяснения особенно исчерпывающи. А я стараюсь быть понятнее, пишу что-то, обосновываю...

(о разном)
Товарищ Хоботова – барышня, на мой взгляд, не заслужившая рассмотрения в рамках, мной предложенных. Предрасположенность её: Богиня и Апсара. Но Апсара в ней подавлена, а Богиня извращена. Ближе к реализации, мне кажется, медсестричка Людочка – как Фея и Прекрасная Дама.
Критерии-то абсолютные, а традиционно Ближний Восток и Кавказ дают существенно больше примеров угнетённого положения женщин. И назвать-то сходу особо некого... Шахерезада – Апсара, конечно. Ну, конечно, грузинская царица Тамара (рубеж 12 – 13 века) – Богиня. А про сейчас что говорить? Люди – они везде люди, нужна конкретика. А я в тех краях не бывал.

(о женщине в связи с мужчиной)
…объекты не статичные. Идеально динамическое равновесие. Другое дело, что ситуации могут быть крайне нелинейными – допустим, как у Эрга Ноора и Низы Крит или Вир Норина и Сю-Те. Или Гирина и Симы. Тому, кто ведёт огромное дело, всегда будет нужен хранитель. Но это не неравенство, а неравновесность, если уж совсем точно говорить. Инь и Ян по-разному оцениваются.

Думаю, тут уместен один нескольколетней давности текст.

Важно помнить, что равенство мужчины и женщины не означает их тождества.
Мысль о том, что мужчина, не могущий творить жизнь, изо всех сил компенсирует это созданием общественных институтов, науки и религии, достаточно глубока. Конечно, наша агрессивная ян-культура стремится любой ценой унизить противоположное начало, это факт. Не секрет, что большинство мужчин не воспринимают женщин как людей, и этим продолжают печальную традицию прошлых веков. Но беда не в этом, а в том, что ж е н щ и н ы п о в е р и л и м у ж с к о м у п р е в о с х о д с т в у и вступили в борьбу за ценности, им изначально чуждые и носящие специфически мужской характер. Здесь для женщин кроется величайшая ловушка, ибо они слишком часто пытаются отстаивать свои права в мире, который существует по правилам мужчин.
Эта ситуация весьма напоминает бесконечные попытки наших «западников» убедить Запад в том, что мы, русские, свои, и должны быть приняты в семью «цивилизованных» народов. Хотя вся историческая панорама указывает на то, что не смотря ни на какие заверения, Россия для Запада чужда и является объектом использования.
Так и в данном случае. Бессмысленно для женщин тягаться с мужчинами в спорте, бизнесе или фундаментальной науке. Добившиеся успеха в мире мужчин слишком часто превращаются в мужчин сами, а после мстят им за это, презирая «мущинок» и их зависимость от себя.
Но женщина не вырвет из рук мужчины клинок, даже забыв о своей животворной чаше, это будет лишь худший образец феминизма. Женщина должна собой менять наш мужской мир, а не бороться за его призрачные ценности, и лучшие мужчины помогут ей в этом. Это очень тяжело, потому что первоначально каждая женщина должна узнать себя именно как женщину, а не как мужчину в юбке. Но запрос такой у женщин сейчас есть, недаром психологи проводят множество тренингов по женской инициации. В связи с этим рекомендую всем обратить внимание на малоизвестные у нас книги: Риан Айслер «Чаша и Клинок» и Кларисса Эстес «Бегущая с волками».
Я много изучал историю с точки зрения взаимоотношения полов, и волосы мои стояли дыбом, я и сейчас содрогаюсь временами от самого недавнего нашего прошлого. Вся наша великая литература за редчайшим исключением изображает любовь как принадлежность женщины мужчине и в глазах многих современников освящает это положение своим авторитетом, хотя романтизм и реализм наших классиков давал картину обычной жизни, и ложным образцом послужили бы эти картины для подражания (а ведь именно на них слепо ориентированы наиболее культурные слои нашего общества!), поэтому так трудна задача для женщины. Но ещё труднее она для мужчины, потому что бороться за право быть собой легче, нежели добровольно расстаться с привычной властью.
Претензия мужчины на обладание должна быть женщиной решительно отклонена. Что же до любви, то стоит подумать, где любовь, а где реализация внушённой с детства родовой и социальной программы. Любовь в семье не должна быть вертикальной, иначе это бессознательный промискуитет, ибо, подчиняясь, жена будет видеть в муже отца.

Женщина и мужчина обязательно должны быть соратниками. Может быть интеллектуальная разница, но устремлённость к высшему и богатство эмоций послужат как раз объединяющим фактором. Во внешне иной ситуации об этом же говорил Мут Анг относительно общения с землянами после возвращения "Теллура" спустя 700 лет ("Сердце Змеи").

(о сходствах и различиях)
Почему это различия априори важнее сходств? Признаки бывают качественные и некачественные. Различия бывают вертикальные и горизонтальные. Если сходны качественные признаки, фундаментально направляющие личность по пути совершенствования себя и общества, то ясно, что это сходство опишет сравниваемых людей пусть и грубее, зато истиннее, нежели различие их некачественных признаков в том, что один предпочитает апельсиновый сок, а другой яблочный.
С точки зрения знания о сокровенной сути человека надо смотреть, а не с точки зрения близорукого растворения в мелких частностях. Если эти частности, конечно, не показывают истинное "Я" ярче внешней видимости. Но тогда уже они автоматически становятся качественными признаками.
Говоря же о сомнениях относительно меры применения, необходимо понимать, что во всякой научной классификации ярко проявляется диалектика единичного и всеобщего. Нельзя понять единичного, не поняв всеобщего – это и философская, и научная аксиома. Надстроечные механизмы очень гибки и многообразны, но базис, определяющий характерные особенности проявления этих механизмов, представляет собой сочетание немногих переменных. К человеку в ещё большей степени, нежели к неодушевлённым объектам исследования, надо подходить во всеоружии знания. Знание же – это не точечные факты, а найденные связи между этими фактами. Индивидуальный подход более эффективен после понимания закономерностей.
Если использовать один-единственный метод анализа, то картина будет, конечно, слишком общая и односторонняя, хотя и она поможет объяснить (хотя бы и задним числом) многие проявления того или иного. А если таких методов много, то мера объективности увеличивается. Особенно, если все стрелки вдруг начинают показывать одно время.
Со своей стороны торжественно заверяю, что моя цель была обратной вот этому высказыванию: «…Не попытка найти общие признаки, а скорее попытка стереть различия и индивидуальности». Лично я, склонный к научному мышлению, своей цели достиг. Тот же, кого напрягает моя постановка вопроса, может замечательно обходиться в своей жизни без моей гипотезы, равно как и без прочих куда более серьёзных теорий, касающихся человека.


«Сердцу ведь не прикажешь – кого любить из ее четырех вариантов, а возможность изменить касты – свою и возлюбленной, автор отрицает...» - А зачем приказывать? Зачем менять? Если вы прочитали и вам что-то больше понравилось, то это чисто рассудочная вещь, в стиле Раскольникова (я не экстремизм его имею в виду, а именно идущее "от ума" впечатление типа "мне нравятся блондинки"). Все типы – равные.
«Я пока не понял, чем эта классификация может помочь практически в реальной жизни?» - А зачем вообще нужна систематизация и структуризация? Для того, чтобы нечто лучше осмыслить – собственно, это и есть сам процесс осмысления, рефлексии. А когда осмыслил – появилась возможность понять логику отношений, личностных проявлений. Лучше понимается и собственное переживание – откуда оно, к чему ведёт и что, собственно, его ведёт?

Существует разница между моделью, облегчающей понимание, упорядочивающей и группирующей качественные и некачественные признаки, и редукцией, отрицающей значение разнообразия мира и человека. И разница эта принципиальна.
Классификация и навешивание бирок – это разное. Принципиально. Никакое познание невозможно вне составления различных классификаций. Жить вне абстракции человек не в состоянии – на то он и человек.
Всё разнообразие мира можно выразить диалектическими формулировками, а они оперируют преимущественно трёмя состояниями. И огромным количеством философов и психологов считается это чрезвычайно полезным и жизненным. Это же не навешивание ярлыков. Или когда Фромм делит все восприятия (бесконечное количество) на рациональные и иррациональные – это разве навешивание ярлыков? Или когда Юнг говорит о восьми психотипах или психофизиология – о четырёх темпераментах – это умаление бесконечного разнообразия личности? Или четыре времени года – они умаляют все те миллионы секунд, из которых состоят, и многие из которых могут вполне не соответствовать сезону?
Мне чудится в таком подходе что-то болезненное и неправильное с точки зрения взвешенного поиска истинного понимания.
Существует ситуация желаемого для исследования масштабирования, задающего параметры модели. Будем смотреть вглубь – увидим частности, при рассматриваемом масштабе явления становящиеся некачественными признаками. На более близком уровне рассмотрения они приобретут – в рамках параметров подсистемы – значение качественных.
Вне мужчины творца, которому служит Тиллоттама, её самосбывания нет. Идентична и Чара Нанди, устремлённая всецело к герою – и вовсе не для того, чтобы поднять его в атаку, а чтобы умиротворить.
Чёртик

Глюк

Дрзуья, у меня уже недели две в ЖЖ странный глюк. А свой журнал я могу заходить, в журналы отдельных людей - могу, а вот в ленту - не получается. Комп мой мне выдаёт, что у меня недостаточно денег на счету. Но деньги есть, интернет работает, в контакт и в свой ЖЖ захожу, а в ленту - фиг вам. Чо делать - не знаю. И скучаю без вас, друзья.
Ольга

Как я с палеонтологами в поле ходила:) (4)

Оригинал взят у lubassevera в Как я с палеонтологами в поле ходила:) (4)

Еще в Завражье, оглядывая левый берег реки ниже по течению, мне показалось, что я разглядела Соколки (что, кстати, и подтвердилось).
P8040114111.JPG

И вот они уже, Соколки, слева по борту!

Читать и смотреть дальше...Collapse )

Радуга

Вести

В пасхальную неделю умерла 6 лет назад моя любимая Майя Андреевна Снежневская. Светлая душа, до конца жизни не помудревшая, с детским трепетом ожидавшая чуда.
В этом году в Чистый четверг получали я весть о том, что в марте умерла моя однокурсница, любимая институтская подруга. Она жила в Боровске, и я с ней связывалась редко последние годы. Умерла она в марте, но весть дошла до меня лишь сейчас. Лиза Кожушная, верный мой друг, всегда жила в сопротивлении, в борьбе – с собой и с миром, без мира в душе. Она словно была одной из тех супротивных баб русских сказок, которые всё делали наперекор, наоборот. И ушла словно наперекор силе жизни – мгновенно, от инфаркта, в 43 года.
Вчера я получила только что вышедший 3 том Шергина, там – Дневник его, и много слов о пасхе, о смерти близких, о любви к живущим.
Буду вспоминай светлую Майю и мятежную Лизавету. Буду любоваться на своих детей и любить друзей и родных. Буду жить.
Ольга

Много Афин

На свой страх и риск водила Всеслава в музей изобразительных искусств имени Пушкина. На страх и риск – потому что это дитя моторное до такой степени, что включает скорость и удирает от меня так, что я глазом не успеваю моргнуть. Не со зла носится, а просто от радости жизни и избытка сил. Но сидеть дома было невозможно, а гулять долго – тоже никак: ветер пронизывающий.
В воскресенье Лада отправилась на репетицию (они репетируют в президентским оркестром, будут танцевать 6 апреля в Доме музыки, она в двух танцах – «Китайские веера» и «Заплетися, мой плетень»). Мы со Всеславом поехали на Кропоткинскую. Read more...Collapse )