Вот фрагмент из моего доклада - о Евдокии Нагродской:
«Гнев Диониса» я добросовестно прочитала. Написан он талантливо.
Главная героиня – художница Татьяна Александровна, независимая, эмансипированная в лучшем смысле этого слова – едет к родне будущего мужа знакомиться. В поезде её попутчиком оказывается Эдгар Старк, чрезвычайно красивый мужчина. Она чувствует внезапное мимолётное влечение к нему.
Приехав к родне, она неожиданно вновь встречает этого Эдгара. Он ведёт себя безукоризненно, но героиня понимает, что он влюблён. Там, впрочем, любовный многоугольник. Эту книгу вообще стоит прочитать, даже сейчас, спустя более чем сто лет, она звучит очень современно.
Старк настолько обаятелен, что в него влюбляются буквально все. Он объясняется в любви героине, но та сумела себя сдержать и старается быть холодной. В ответ на страстные признания не выдерживает и признаётся. Но строго разделяет любовь к мужу и внезапную физическую страсть к другому мужчине.
И Старк уезжает в Италию. Героиня возвращается в Петербург к мужу. На этом кончается первая часть романа, страстная и красивая.
Вторая часть – в Италии, куда на зиму уезжает героиня, где находится её мастерская и незаконченная картина «Гнев Диониса». В Риме она встречается со Старком, они становятся близки (всё очень красиво: масса роз, бокалы с шампанский, божественно красивый мужчина позирует для образа Диониса).
Но у героини есть муж, есть её творчество. Старк же требует, чтобы она отреклась от всего и была только с ним. Он начинает ревновать, его страсть становится тяжкой обузой, и героиня уезжает к мужу. Но у неё рождается ребёнок от Старка, Старк его забирает – и начинает шантажировать её ребёнком. А от мужа детей нет. И много лет героиня мучается и мечется между мужем и ребёнком. И уже испытывает отвращение к Старку, которые её мучает таким образом.
Влечение, превращающееся в зависимость, в патологию, – непродуктивный путь. Для Старка страсть к героине заслонила собой весь мир.
Ефремов знал опасность этого пути. В «Лезвии бритвы» Гирин признаётся Симе в любви – и говорит такие слова: «Но не буду тебя уверять, что в тебе – вся жизнь. Нет, как бы я ни любил тебя, мне надо, кроме тебя, ещё много, так же как и тебе, помимо меня. Иначе что ж – мир как комната, и всё, что в этой комнате, вырастает, словно в кошмаре, до чудовищно преувеличенных размеров!»
Эти слова были написаны Ефремовым до того, как он обратился к Бритикову с просьбой добыть для него книги Нагродской.
К чему стремился Ефремов в своём творчестве? Он хотел показать, что страсть физическая может соединяться с любовью духовной, что она может быть плодотворной, а не только разрушительной. Что моменты высочайшего наслаждения человек испытывает не на фоне мазохизма и некрофилии, а именно в момент страсти как творчества. Собственно, он и стремился утвердить, что человек в своей физической страсти тоже – творец.
Любовь – не смерть, любовь – жизнь. И физическая страсть возрождает женщин – героинь рассказов Ефремова.